Школьная форма.
Вниманию учащихся и родителей!
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Аргументы за введение единой школьной формы:
· Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
· Форма дисциплинирует человека.
· Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
· Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
· Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
· Школьная эмблема на форме помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
· Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
· Школьная форма экономит деньги родителей.
Немного истории
В царской России форму носили только гимназисты, остальные же одевали своих детей во что придётся. В 1918 году гимназическая форма была признана буржуазным пережитком и отменена.
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Можно сказать, в течение многих лет форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца.
У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. Это добавляло особую гордость и колорит - ощущение причастности к одной команде.
В начале 1980-х была введена форма для учащихся 8 – 10 классов.
Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. Для старшеклассниц был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Это форма значительно уступала оригинальности полюбившимся удобным курточкам.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В 1991 году школьную форму отменили. И, если вначале это обрадовало, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше. Появилась даже традиция (или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…
Закон гласит
Согласно Закону РФ «Об образовании», принятому в 1992 г., порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован.
Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы.
Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесения соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Из письма Минобразования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203
«О ВВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Основные требования к школьной форме:
· Трикотажный жилет синего цвета с эмблемой гимназии.
· Рубашка или блузка (с воротником), водолазки однотонные. Брюки и юбки темного цвета КЛАССИЧЕСКОГО кроя. Обувь - строгая, гигиеничная (не спортивная), высокий каблук исключен.
· Для учащихся старших классов возможна замена трикотажного жилета на строгий деловой костюм темного цвета
Убедительно просим родителей учащихся приобрести достаточное количество предметов одежды для использования в различные сезоны (с учетом необходимости стирки). При этом желательно соблюдать соответствие цветовой гаммы утвержденных и вариативных предметов одежды: блузки и рубашки - однотонные (белые, голубые, синие, светло-серые, бледно-розовые и т.п.), гармонирующие с цветами трикотажа и ОБЯЗАТЕЛЬНО с воротниками (для обеспечения гигиенического режима).
Что советуют профессионалы
Не покупайте синтетику!
Зав. лабораторией материаловедения Центрального НИИ швейной промышленности Людмила КИРИЛЛОВА объясняет, как отличить хороший комплект формы от плохого.
1. Внимательно изучите маркировку одежды (это такой ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия). И еще: сам этот ярлычок должен быть вшит в шов. Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовестным производителем. Не стоит покупать костюм, если маркировка закреплена булавочкой или просто оторвана.
2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, на значке «глажка» должно стоять две точки. Если отмечена только одна или вообще запрещено гладить и стирать ткань, отказывайтесь от этой одежды - она синтетическая.
3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов.
4. Проверьте подкладку. Она должна быть из натуральной ткани. Никакой жесткой, «стеклянной» (хотя и более практичной) синтетики не допускается!
5. Внимательно рассмотрите форму, надетую на плечики. На изделии, в котором, к примеру, много полиэфира (синтетического материала), образуются катышки
Обязательная школьная форма может быть введена с 1 сентября 2013
Госдума спешит принять закон об обязательной школьной форме, чтобы ее уже ввели к ближайшему 1 сентября. По словам политиков, одна из причин возвращения формы — чтобы дети не страдали из-за имущественного расслоения. Так что все дети, и из бедных, и из богатых семей могут получить форму от Зайцева. Дом моды Вячеслава Зайцева представил свои разработки 5 апреля. В коллекцию для младшеклассников входят брюки, плиссированные юбки и сарафаны для девочек, блузки, сорочки, водолазки, жилеты, кофты и кардиганы. В максимальную комплектацию войдет пять предметов. Стоить комплект будет от 3000 руб. до 3500 руб.
Конец августа — самый сезон для покупки новой школьной формы. Качество одежды для школьников оставляет желать лучшего. Состав материала не выносит никакой критики!
Согласно нормативам, процент содержания синтетики в детской одежде не должен превышать 35-55%. Что же предлагает рынок школьной формы сегодня?
Обзор пяти крупных магазинов показал, что повсеместно в школьной форме полиэстер занимает от 60 до 85%. И остальные 15-40% — вискоза. Из всего ассортимента только в одном! пиджаке для мальчиков был заявлен состав с 40% шерсти.
Думаю, что большинство родителей еще застало те времена, когда девочки в школе носили коричневое платье и черный, а по праздникам — белый передник. А еще пришивали белые воротнички и манжеты к платью. Ну, в крайнем случае, молодые родители, наверное, помнят синюю школьную форму, состоявшую из пиджака и юбки.
Как же сейчас обстоят дела со школьной формой для девочек? Что будут носить наши будущие первоклассники? Как правильно выбрать ткань и подобрать удобный комплект одежды для школьной формы?
Давайте по-порядку.
Сначала выясним, какие фирмы предлагают нам приобрести школьную форму для первоклассников, и какую продукцию они выпускают.
Коллекция школьной формы всегда представляет большой выбор жакетов, сарафанов, брюк, юбок, жилетов, блузок. Можно приобрести школьный костюм целиком. Есть также аксессуары для формы: галстуки, бабочки, подтяжки и пр.
Вся коллекция представлена сразу в нескольких, традиционно школьных цветах — синий, бордовый, зеленый, черный. Так же есть модели из ткани в клетку (красно- синяя, красно-зеленая и др.).
Главное преумущество перед другими производителями,то что для пошива школьной формы используют натуральные ткани с небольшим количеством синтетических добавок. Например:
блузки — хлопок 95%, эластан 5%; или хлопок 60%, полиамид 40%;
жакет — хлопок 95%, эластан 5%;
сарафан — шерсть 55%, полиамид 45%.
Качество школьной формы от Маленькой леди очень хорошее. После стирки ткань не садится, не скатывается в катушки и в конце года форма выглядит как новая. Небольшое замечание… Одежда фирмы «Маленькая Леди» не стандартна в размере, поэтому лучше мерить на ребенка, прежде чем покупать.
Сначала кратко — государственного закона об обязательном ношении школьной формы не существует. Однако, поступая в 1 класс вы подписываете обязательство выполнять Устав школы, а именно в Уставе и прописаны все положения о школьной форме в данном конкретном учебном заведении.
Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании «белый верх, темный низ».
Вот, что пишут по этому поводу на Российском общеобразовательном портале:
«Согласно Закону РФ «Об образовании», принятому в 1992 г., порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован.
Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы.
Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесения соответствующих дополнений или изменений в устав школы.»
"
В Уставе могут быть прописаны и фасон, и цвет, и материал школьной форме. Школа может иметь договор с производителем школьной формы. Часто, эта форма оказывается не лучшей по качеству, быстро вынашивается, растягивается на локтях и коленях и т.п., и родителям приходится самостоятельно шить на заказ такую же форму, но уже из качественных материалов.
Другой вопрос, на сколько удобно ребенку провести целый день в пиджаке и синтетической блузке или рубашке. Тепло ли девочкам зимой в юбке, и позволяет ли Устав школы носить девочкам брюки? Все вопросы о школьной форме вы можете выносить на общие родительские собрания, или на заседания попечительского совета.
Почему бы не ввести форму, как в западных школах? Однотипные не пиджаки, в которых не удобно двигаться, да и сидеть за партой тоже, а комфортные, мягкие джемпера?
Чем плохо? И комфортно, и тепло, и практично. Удобно носить под курткой или пальто. А вот натягивать куртку на форменный пиджак, и сверху надевать ранец — это проблематично.
В общем, к вопросу о школьной форме нужно подходить с умом, и проявить инициативу, если вас не устраивает школьная форма, которую предлагает Устав.
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Попытаемся взглянуть на проблему с двух сторон и найти приемлемое решение.
Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди предпочитают синие курточки с "погонами"? Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают форму.
История школьной формы в России
1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".
1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Кто же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России? Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно быть принято на государственном уровне.
Но вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии.
Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании "белый верх, темный низ". Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе.
Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть".
Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.
А как "у них"?
Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы.
В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Для мальчиков это обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же сейлор фуку – "матросский костюм". К форме обычно относится еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела… Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых непременно видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.
Мнение врачей
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.
Главные аргументы противников единой одежды для школьников – элементарное нежелание их детей ее носить и "потеря индивидуальности". Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка, и особенно для подростка, носить одежду, которая ему не нравится, – это очень серьезный стресс. Чем плоха "уравниловка" для подростка? Ребенок в этом возрасте – комок внутренних противоречий. И если ему не позволяют самовыразиться хотя бы в одежде, это приводит либо к эпатажному поведению, либо к забитости. Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из такого уважения. Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, что уместно носить в классе, а что нет. И, возможно, подросток не будет вести себя вызывающе. А учителя, используя в своей одежде, например, галстук, косынку или брошь в тон костюмам детей, тем самым подчеркнут свое уважение к детям и к общешкольной культуре.
Сегодняшние производители предлагают довольно широкий выбор фасонов в различных коллекциях школьных форм. Если договориться с родителями об определенной расцветке, то из предложенного ряда моделей можно выбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбки двух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантов сарафанов, жилетки (трикотажные и тканевые), брюки и бриджи, пиджаки также предлагаются в ассортименте. При всем этом многие школы не вводят почти никаких ограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они не должны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.
Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Но стилисты уверяют, что неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить регулярно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки, пиджаки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами и модными воротничками, трикотажные безрукавки, жилеты на пуговицах и молниях.
В некоторых школах существует так называемый свободный день. Обычно это пятница или суббота (в зависимости от продолжительности учебной недели), когда учебная нагрузка минимальна и дети уже расслабляются перед предстоящими выходными. В такие дни разрешается приходить на занятия в любой одежде. Это дает учащимся ощущение определенной свободы и не сильно вредит сложившемуся распорядку школьной жизни.
Это интересно
В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.
Еще один минус, связанный с введением школьной формы, касается в большей мере не детей, а родителей. Это – увеличение расходов на обучение ребенка, затраты времени, связанные с покупкой формы. Дополнительные расходы на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы, сочтут существенными многие семьи. Правда, если пошив одежды для школы организует сама школа, то при заказе большой партии по оптовым ценам она обойдется гораздо дешевле.
В среднем за комплект из трех вещей (юбка/брюки, блузка/рубашка и жилет) из натуральных тканей родителям придется заплатить около 2000–2500 руб. А потратить на школьную форму для своего ребенка более 1500 руб. пока может лишь 12% населения.
И вот вам "задачка для первоклассника": рубашка стоит 250–400 руб., жилет с галстуком – 500, брюки – от 1000 руб. Спрашивается, сколько семья Ивановых потратит денег на школьную форму Миши, если известно, что первоначальный комплект форменной одежды он испортил в конце первой недели обучения?
С другой стороны, если учесть, что вместо формы все равно придется покупать какую-то одежду для школы, то затраты на нее уже не покажутся такими большими. Может быть, мысль о том, что это не повседневная одежда, поможет ребенку избежать многих драк, лазаний через забор и научит бережно относиться к своим вещам.
Решение о введении школьной формы закону не противоречит. Но если ребенку, пришедшему на занятия в джинсах, отказали в конституционном праве на образование, он может подать стандартную жалобу в прокуратуру или суд на действия должностного лица, ущемляющие законные интересы и права граждан. Однако в негосударственной школе, с которой родители заключают договор и берут на себя обязательство выполнять ее устав и соблюдать правила внутреннего распорядка, данная ситуация рассматривается по-другому.
Мы попросили юриста, эксперта информационного центра "Ресурсы образования" П.В. Гулидова прокомментировать самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются родители, учителя и учащиеся.
В уставе школы записано, что все учащиеся должны носить школьную форму. Но родители одного класса против формы. Какие возможны варианты решения данной ситуации? Могут ли родители настаивать на отмене ношения школьной формы в их классе?
В письме Министерства образования РФ от 16.05.2001 № 22-06-666 "О школьной форме" (далее – Письмо о школьной форме) сказано, что с принятием Закона РФ "Об образовании" в 1992 г. введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано, и вопрос о необходимости ее введения для обучающихся рассматривается самостоятельно общеобразовательным учреждением, его органами управления (совет школы, родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет).
При этом согласно письму Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 "О введении школьной формы для обучающихся" (далее – Письмо о введении формы) при обсуждении вопроса о введении школьной формы должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей. Окончательное же решение по данному вопросу может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Поэтому родители, высказавшиеся против ношения школьной формы, вправе вынести данный вопрос на рассмотрение органов внутришкольного самоуправления (в т. ч. родительского), но до принятия решения об отмене ношения формы один класс не вправе отказаться от того, что предписано уставом школы.
Другое дело, когда родители по объективным причинам (отсутствие денег) не могут обеспечить своих детей формой. В этом случае школа обязана создать им условия для получения формы бесплатно либо по сниженной цене. Иначе школа будет не вправе настаивать на обязательности ношения формы детьми из указанных семей.
В уставе школы есть пункт об обязательном ношении школьной формы, но ученик пришел в школу в свободной одежде и его выгнали. Законно ли это? Не противоречит ли это Закону РФ "Об образовании"?
Несмотря на то что требование об обязательном ношении школьной формы закреплено в уставе школы и поэтому должно исполняться всеми учащимися, правовых оснований для того, чтобы не допустить ребенка к занятиям в школе по причине нарушения этого требования, законодательство не содержит.
Закон РФ "Об образовании" и Типовое положение об общеобразовательном учреждении не ставит возможность получения общего образования в зависимость от ношения той или иной одежды. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования.
С другой стороны, общеобразовательное учреждение (в лице органов внутришкольного самоуправления) вправе закрепить в своем уставе меры ответственности обучающихся и их родителей (в случае необеспечения ребенка формой без уважительных причин) за нарушение требований устава школы об обязательном ношении школьной формы. В исключительных случаях, в качестве наказания можно предусмотреть даже исключение из школы, которое, напомним, должно производиться в строгом соответствии с требованиями ст. 19 Закона РФ "Об образовании" и должно применяться лишь тогда, когда учащемуся, достигшему 15 лет, созданы все условия для приобретения и ношения формы, но он сознательно избегает этого, умышленно нарушая школьный устав.
В уставе школы ничего не написано об обязательном ношении школьной формы, но в одном из классов учитель настаивает на ее введении. Если родители против, что им делать? И если против только некоторые родители, а большинство "за", как быть?
Поскольку в уставе школы ничего не сказано об обязательном ношении школьной формы, никакая воля учителя или группы родителей не может повлиять на свободу учащихся и их родителей в выборе повседневной одежды для посещения школы.
В случае если действия учителя (учителей) или группы родителей, настаивающих на обязательном ношении школьной формы, приобретают "инквизиционный" характер (начинается давление на несогласных, в т. ч. путем "пристрастного" отношения в вопросах успеваемости), можно обжаловать действия учителя директору школы либо в вышестоящий орган управления образованием.
Кроме того, для оперативного решения такого рода проблем существует еще один орган – прокуратура, жалоба в которую подается в произвольной форме. Вопрос, как правило, решается в считанные недели и никогда больше не возникает.
Заинтересованные же учителя и родители, согласно указанным выше Письму о школьной форме и Письму о введении школьной формы, вправе обратиться в органы внутришкольного управления с предложением о введении обязательной школьной формы и внесении соответствующих изменений в устав школы.
Можно ли исключить ребенка из школы, если он регулярно приходит не в школьной, а свободной форме?
Согласно требованиям Закона РФ "Об образовании" (в т. ч. ст. 19) исключение из школы по указанной выше причине допустимо лишь при соблюдении следующих условий:
Требование о ношении школьной формы в качестве обязательного должно быть закреплено в уставе школы.
В уставе школы также должно быть прописано, что нарушение правил ношения школьной формы является грубым нарушением устава.
Несоблюдение обязанности по ношению школьной формы должно быть неоднократным (обязательно более двух раз). При этом критерий неоднократности должен быть также определен уставом школы.
Исключение за неношение школьной формы допускается лишь тогда, когда меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Исключить из школы можно лишь учащегося, достигшего возраста 15 лет.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Как видно, требование п. 4 практически сводит на нет возможность исключения учащегося за отказ от ношения школьной формы, поскольку на практике очень трудно будет доказать, что этим отказом он оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Пожалуй, единственная реальная возможность исключения ученика из школы по причине отказа от ношения школьной формы может возникнуть тогда, когда ученик не только не носит форму, но и повседневной своей одеждой оскорбляет нравственные чувства окружающих (слишком открытая одежда, одежда с непристойными надписями или рисунками и т. д.).
Ребенок не носит школьную форму, потому что в семье не хватает на это средств. Его ругают, но никакие санкции не применяют. Зато "третируют" морально: высмеивают перед одноклассниками, позорят на общешкольных линейках, не поручают интересных дел и т. д. Как поступать родителям?
Как уже отмечалось выше, Письмо о введении формы предписывает общеобразовательному учреждению принимать решение об обязательном ношении школьной формы лишь при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Если школа не может обеспечить эту категорию обучающихся бесплатной (либо по льготной цене) формой, обязательность ее ношения должна быть исключена из устава и не должна применяться.
В указанном случае родители детей из малообеспеченных семей вправе подать в органы управления образованием и (или) прокуратуру жалобу, в которой необходимо изложить два основных требования:
Привлечь к ответственности виновных в "третировании" ребенка и принять меры к недопущению таких действий впредь.
Обязать школу обеспечить детей из малообеспеченных семей бесплатной (либо по льготной цене) школьной формой либо обязать школу исключить из устава положения, предписывающие обязательность ее ношения.
Любая же дискриминация прав учащихся по мотивам неношения школьной формы (тем более по уважительным причинам) абсолютно недопустима и может повлечь за собой привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности (вплоть до уголовной, либо увольнения по виновному основанию).
И в заключение хотелось бы обратиться к родителям школьников: решение о введении в школе, где учится ваш ребенок, ученической формы напрямую зависит от вас. Участвуйте в делах школы и класса, отстаивайте свои взгляды, аргументируйте их, изучайте проблемы. Можно до хрипоты доказывать друг другу, что школьная форма – это плохо, но ничего не сделать, чтобы попытаться ее отменить. А можно собрать заседание общешкольного родительского комитета, выступить с конкретным предложением и убедить всех в правильности своего мнения. Не хотите, чтобы ваши дети ходили в тусклой мешковатой одежде, – найдите фирму, производящую качественную школьную форму, из разнообразной коллекции которой можно выбрать то, что понравится и вам, и ребенку.
А педагогу необходимо проявлять чуткость и индивидуальный подход к своим ученикам, прививать им чувство прекрасного, такт и культуру поведения. И тогда на празднике Последнего звонка ваши выпускники повяжут бантики и наденут не коричневые платья школы 80-х, а форму, которая отличит их от сверстников, выделит из миллионов бывших школьников и заставит гордиться тем, что они учились именно в этой школе и в этом классе.Минобразование о школьной форме
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.05.2001 № 22-06-666
Органам управления образования
Руководителям общеобразовательных учреждений
Уважаемые коллеги!
Завершается очередной учебный год. Впереди — новый, и у родителей опять могут возникнуть вопросы, в какой одежде отправлять ребенка в школу. В связи с этим разрешите напомнить вам, что с 1970 года в Уставе средней общеобразовательной школы, одобренном постановлением Советом Министров СССР, в общеобразовательных учреждениях устанавливалась форма одежды, утверждаемая Советом Министров союзной республики. -1991 года, согласно разделу 4 Временного положения о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР, решение об установлении необходимости и вида ученической формы принимал совет общеобразовательного учреждения.
С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1999 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано, и вопрос о необходимости ее введения для обучающихся рассматривается, как показала практика, самостоятельно общеобразовательными учреждением — органами управления общеобразовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет).
Но, к сожалению, большинство коллективов и руководителей образовательных учреждений ждут принятия решения от органов управления образованием, что значительно упрощает их задачу и избавляет от необходимости решать этот вопрос, но при этом не учитывается принцип автономности образовательных учреждений.
Минобразование России в этом учебном году по данному вопросу проводится социологическое исследование совместно со средствами массово формации анкетированием обучающихся, родительской и педагогической общественности, в котором приняли участие: 1 834 000 обучающихся, 120 000 работников общеобразовательных учреждений, 950 родителей. Результаты анализа полученной информации, предоставленной органами управления образованием из 55 субъектов Российской Федерации, показали, что большинство опрошенных считают — школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и единым коллективом. Однако за введение школьной формы высказались (от количества каждой категории участвующих в анкетировании): 38% — обучающихся, 100% — руководителей общеобразовательных учреждений, 91% — учителей, 78% — родителей. При этом прежде всего все участники общеобразовательного процесса — за льготное или бесплатное финансирование приобретения школьной формы.
Для большинства обучающихся важными позициями являются право и свобода выбора, проявление "своей индивидуальности", и наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора одежды для школьной формы. ; В отдельных общеобразовательных учреждениях Волгоградской, Саратовской, Ярославской, Пензенской, Московской, Омской, Ленинградской и многих других областей имеется опыт введения школьной формы принятием решения органов управления школы. Конечно, это прежде всего лицеи и гимназии, небольшие муниципальные школы, начальные школы.
Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления предлагают возможные варианты школьной формы и определяют предприятия для ее производства через льготную систему налогообложения, органы управления продумывают механизм финансовых затрат на школьную форму (Оренбургская, Амурская, Сахалинская и другие области, республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Ингушетия). Учитывая экономический, социальный, нравственно-воспитательные факторы, противоречивость подходов к вопросу о введении школьной формы, мнение главного участника образовательного процесса — обучающегося, Минобразование России:
Выражает признательность активным участникам проведенного социологического исследования.
Считает, что вопрос введения школьной формы относится к компетенции общеобразовательного учреждения и должен рассматриваться с согласия всех участников образовательного процесса, оформляться решением органов управления учреждения, учитывать материально-финансовое положение родителей обучающихся.
Рекомендует органам управления образованием довести до сведения всех участников образовательного процесса результаты проведенного социологического исследования.
Первый заместитель министра Д.Ф.Киселев
Подбор школьной формы.
Определение размера ребенка.
Рекомендации по измерению фигуры ребенка
Измерения фигуры ребенка выполняют ручным способом с использованием гибкой мерной ленты (в народе: «метр»). Измерения производят по легкой одежде (сорочки, брюки и т.д.) что бы избежать больших наслоений ткани на теле. При этом мерка делается достаточно плотно по фигуре, без прибавок, т.к. при изготовлении формы они закладываются автоматически. Ребенок должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя естественную осанку. Руки должны быть опущены, пятки вместе, расстояние между носками стоп 10-15 см.
Основные измерения
Рост. Измеряют по вертикали расстояние от пола до верхушечной точки головы (без обуви).
Обхват груди. Измеряют горизонтально вокруг туловища через выступающие точки груди и лопаток, не затягивая ребенка.
Обхват талии. Измеряют горизонтально вокруг талии. При этом необходимо следить, чтобы ребенок не втягивал живот.
Обхват бедер. Измеряют горизонтально вокруг туловища на уровне лини бедер через выступающие точки ягодиц с учетом выступа живота.
Длина рукава При чуть согнутой в локте руке измеряют расстояние от плечевой точки по наружной поверхности руки до первой фаланги большого пальца.
Расстояние от линии талии до пола сбоку. Измеряют расстояние от точки уровня талии
Стандартные размеры школьной формы
По таблице выберите близко подходящие к Вашим меркам значения. Обведите их. Если значения не соответствуют одному размеру и имеют незначительные расхождения, лучше выбрать больший размер, учитывая, что ребенок подрастет. Если расхождения значительны, и Вы не уверены, подойдет ли стандартное изделие Вашему ребенку, то необходимо заказывать нестандартное изделие. Цены на пошив нестандартных изделий выше, чем на стандартные, т. к. крой и пошив таких изделий производится не в массовом производстве. Категорию нестандартного изделия может определить специалист фирмы при непосредственном контакте с Вашим ребенком. Имейте ввиду, что ребенок со стандартными мерками иногда может иметь ряд особенностей фигуры, из-за которых стандартное изделие может не "сесть" на фигуру. Например: сутулость, ярко выраженный сколиоз, асимметрия фигуры и т. д. В таких случаях лучше обратиться к специалистам фирмы.